Ключевые моменты
Просветление может происходить вне религиозных традиций и изучаться с психологической точки зрения.
Существует четыре аспекта духовного пробуждения: перцептивный, субъективный, интерсубъективный и концептуальный.
Специальная психологическая шкала позволяет измерить степень пробуждённости на основе конкретных характеристик.
Эта шкала проясняет суть пробуждения и делает это состояние более доступным для понимания.
Что приходит вам на ум, когда вы слышите слова «духовное пробуждение» или «просветление»? Возможно, вы представляете буддийских монахов с бритой головой или индийских гуру с длинными бородами и развевающимися одеяниями. Возможно, вам кажется, что это состояние крайне редкое, достижимое лишь после десятилетий медитации и суровой духовной дисциплины, вдали от обычного человеческого мира.
Но духовность — это нечто гораздо более доступное, чем принято считать. Пробуждение случается не только с монахами и мистиками, но и с, казалось бы, самыми обычными людьми в повседневной жизни — даже с теми, кто ничего не знает о традиционной духовной практике. Более того, его можно исследовать с научной, психологической точки зрения.
Характеристики пробуждённого состояния
Пробуждение — это состояние расширенного и усиленного осознания. В ходе исследований я обнаружил, что оно включает в себя четыре основных аспекта.
1. Перцептивное осознание
Когда человек переживает духовное пробуждение, мир вокруг него становится более реальным, красивым, свежим, ярким и живым. То, что раньше казалось обыденным, обретает новую глубину и очарование. Как будто пелена спадает с глаз, и реальность вдруг обретает дополнительное измерение.
2. Углубление субъективного осознания
Мы открываем в себе новые глубины и богатство внутреннего мира. Погружаясь в себя, мы обнаруживаем потенциалы и энергии, о которых раньше даже не подозревали.
3. Расширение интерсубъективного осознания
Речь идёт о нашей связи с другими людьми, живыми существами и природой. В состоянии духовного пробуждения эта связь становится более интенсивной. Мы испытываем глубокую эмпатию и сострадание к окружающим. Именно поэтому пробуждение часто ассоциируется с альтруизмом и милосердием.
4. Расширение концептуального осознания
Мы выходим за рамки узкого эгоцентричного восприятия, где наши амбиции и личные интересы стоят на первом месте. Мы обретаем глобальное осознание, в котором социальные и мировые проблемы становятся не менее важными, чем личные. Мы перестаём отождествлять себя с определённой нацией, религией или этнической группой. Если у нас и остаётся чувство идентичности, то только с человечеством в целом. Мы ощущаем родство со всеми людьми, несмотря на различия в национальности, внешности или культуре.
Разные традиции делают акцент на разных аспектах пробуждения и предлагают различные методы их развития. Но все духовные учения исследуют одни и те же области высшего человеческого опыта. Можно сравнить их с путешественниками, находящимися в разных точках одного ландшафта. Поскольку их перспективы различаются, они описывают этот ландшафт немного по-разному.
Однако изучать этот «ландшафт» можно и вне контекста религиозных традиций — с помощью нейтральных психологических терминов.
Измерение пробуждённости
Несколько лет назад я вместе с коллегой, Келли Килреа, разработал психологическую шкалу (опросник), позволяющую измерить степень пробуждённости или просветления. На основе наших исследований мы выделили 24 конкретных характеристики этого состояния, включая:
-
чувство благополучия,
-
ощущение связи и целостности,
-
усиленное восприятие,
-
снижение идентификации с телом и мыслями,
-
более искренние отношения,
-
удовольствие от одиночества и бездействия,
-
ослабление или исчезновение страха смерти.
Затем мы составили утверждения, описывающие эти характеристики, и доработали их с помощью экспертов.
После двух пилотных исследований мы протестировали шкалу на 278 участниках, а затем сравнили результаты «пробуждённой» группы с «обычной» выборкой. В итоге мы получили англоязычную шкалу Wake-19, состоящую из 19 пунктов и обладающую высокой внутренней надёжностью.
Далее мы сотрудничали с немецкими исследователями из Института пограничных областей психологии и психического здоровья (Фрайбург). Они перевели шкалу на немецкий и протестировали её на 366 участниках. Хотя три пункта оригинала плохо поддавались переводу, немецкая версия из 16 пунктов также оказалась надёжной.
Сравнение с другими психометрическими шкалами показало, что пробуждённость тесно связана с осознанностью (mindfulness) и низкими показателями по субшкале невротизма «Большой пятёрки».
Результаты подтвердили валидность и надёжность опросника. Они также показали, что пробуждённость существует в виде континуума: одни люди могут быть более или менее пробуждёнными, чем другие, либо развивать это состояние со временем.
Значение шкалы
Наша шкала важна потому, что она подчёркивает: пробуждённость — это особое состояние сознания, отличное от обычного бодрствующего сознания взрослого человека. Кроме того, она подтверждает, что, как я уже упоминал, пробуждение — это психологический феномен, который может возникать как в рамках духовных традиций, так и вне их.
Некоторые искатели могут посчитать, что измерение духовного пробуждения лишает его таинственности. Но, на мой взгляд, в этом и есть смысл. Наша шкала помогает демистифицировать пробуждение и сделать его более понятным. Термин «просветление» всегда был расплывчатым.
Одна из проблем заключается в том, что духовные искатели нередко становятся жертвами нарциссичных, манипулятивных «гуру», которые либо притворяются пробуждёнными, либо искренне заблуждаются на этот счёт. Если мы будем чётко понимать, что значит быть духовно пробуждённым, то сможем лучше различать подлинных учителей и мошенников.
Духовное пробуждение — это не миф, не привилегия избранных, а естественное состояние, доступное каждому. И теперь у нас есть инструмент, который помогает его изучить и понять.
Автор: Стив Тейлор, доктор философии (PhD), — старший преподаватель психологии в Университете Лидс Беккет (Великобритания) и член Британского психологического общества.